НЕВИДИМЫЙ ДЕКОР: Яна Грин

23 июля 2020
Яна Грин
Дизайнер

Новое измерение и восприятие пространства

Архитектор по образованию, дизайнер и декоратор по призванию и роду деятельности – Яна Грин, рассказала нам о невидимом, но весьма ощутимом элементе декора жилого пространства – интерьерном парфюме. Он может бодрить, наполнять энергией, расслаблять, создавать атмосферу роскоши, неги, романтики, индивидуализировать интерьер, например, добавлять ощущения маскулинности и, наоборот, женственности, на самом тонком, и самом действенном уровне восприятия – подсознательном.

WhatsApp Image 2020-07-15 at 12.23.41.jpeg

Оформляя интерьеры, вы часто дополняете их ароматами, создавая тем самым еще один уровень восприятия пространства – через обоняние. Как вы пришли к этому?

Конечно, через личный опыт. Я всегда обращаю внимание на ароматы, в том числе, в помещениях. Например, очень люблю хорошие отели за то, что в них всегда есть свой особенный аромат. Он дополняет впечатления от путешествия. Вернувшись домой часто хочется сохранить это ощущение релакса или приподнятого настроения, создать у себя дома подобную атмосферу, которая окунула бы в приятные воспоминания.

Я начала с того, что вместе с парфюмером Анной Макаришиной разработала аромат для своего бренда. Я решила, что, когда буду передавать клиентам проектную документацию, буду наносить на бумагу этот парфюм, чтобы при пролистывании страниц появлялось легкое облако аромата. Мы долго с Анной работали над созданием запаха, который отражал бы меня как личность, создающую творческий проект и при этом был бы приятен по восприятию для моих клиентов. Поэтому главным, что мы обсудили с Анной, стал портрет моих заказчиков – какие они люди, их возраст, интересы. В итоге, добавили в парфюм помимо любимых лично мною нот еще и «съедобные»: выпечка, фрукты, чтобы вызвать у заказчиков, когда они открывают проектный альбом, четкое ощущение их будущего дома, мысли о том как им будет в нем прекрасно, уютно и атмосферно. Позже я стала использовать ароматы как самостоятельный элемент декора.

Аромат делает завершающий штрих, который усиливает восприятие интерьера. У меня был заказчик – хирург: молодой, активный, очень много работает, дома находится мало. Он хотел создать дома ощущение противоположное рабочей атмосфере: чтобы не было холодных нот и при этом аромат был бы необычным брутальным. Ему очень хотелось приходить домой, оставлять работу за дверью, расслабляться и чувствовать, что он дома. В дополнение к домашнему парфюму я предложила ему сделать саше, которое можно в машине положить или с собой брать, чтобы иногда вдохнуть и переключиться: «А дома-то у меня классно, сейчас я отдохну и дальше буду работать».

Вы упомянули саше. Интерьерный парфюм существует в разных форматах, чем они отличаются? С чем вам нравится работать?

Все зависит от клиентов: хочется ли им чтобы аромат был сильным, постоянно присутствовал в воздухе или, чтобы это был легкий флер, проявляющий себя лишь иногда.

Есть диффузоры со специальной жидкостью, в которые ставят бамбуковые или хлопковые палочки, они пропитываются этой жидкостью и отдают аромат в воздух. Диффузоры оформлены в виде красивых ваз или флаконов, их можно расположить по квартире – такой дополнительный декор. Интенсивность аромата нужно подбирать с учетом размера помещения. Чем больше пространство, тем больше палочек нужно поставить. Если комната маленькая – достаточно буквально несколько штук. Соблюдать пропорции очень важно.

WhatsApp Image 2020-07-15 at 12.23.41 (1).jpeg

Диффузоры создают очень ненавязчивое настроение, очень легкий ароматический фон. В состав ароматической жидкости входит спирт, он быстро испаряется, поэтому запах быстрее исчезает. Зато, благодаря спирту, аромат разносится на большое пространство вокруг диффузора. Когда хочется усилить ощущение можно чуть-чуть распылить аромаспрей с аналогичным ароматом, из той же линейки, например, на текстиль, тогда на какое-то время аромат будет чувствоваться сильнее.

Я обожаю керамические фигурки, которые пропитывают парфюмерным маслом, буквально одну-две капли. Рекомендую раскладывать их в ящики с постельным, нижним бельем, в шкафы с одеждой, особенно там, где есть меха, шерсть, натуральные ткани. Они очень ненавязчиво, утонченно ароматизируют вещи, защищают от моли – масло лаванды, например.

WhatsApp Image 2020-07-15 at 12.23.42 (1).jpeg

А еще я всегда советую лампу Берже – это культовая вещь в сфере интерьерной парфюмерии. Лампа была изобретена в конце 19 века. Ее использовали для обеззараживания воздуха в госпиталях. Лампа имеет каталитическую систему очищения воздуха, в нее заливается специальный спиртовой раствор, поджигается на пару минут фитиль.

У этих ламп всегда очень красивый дизайн, огромная линейка ароматов, и до сих пор есть нейтральная жидкость, баз запаха, исключительно для очищения воздуха.

А как вы к благовониям относитесь?

Они подходят под определенное настроение. Как средство для создания аромата, лично я, их не вижу, потому что у них особенный сильный, прямо дурманящий запах. Наверное, не только у меня одной, пока они горят, в глазах как будто туман и хочется проморгаться, постоянный дым закуривает все пространство. Всегда потом чувствуешь, что это именно палочки горели.

А для своих клиентов вы используете готовые ароматы?

Пока чаще готовые. Создание индивидуального аромата занимает довольно длительное время и не все готовы вот так сразу это сделать. Постепенно, когда люди обустроятся они могут этим заняться, а на первое время мы берем какие-то готовые ароматы, которые близки клиентам по характеру, по стилю интерьера в их доме.

WhatsApp Image 2020-07-15 at 12.23.43 (1).jpeg

Получается, так можно протестировать насколько человек вообще готов постоянно жить «с ароматом» и, если ему это подходит, потом уже можно что-то индивидуальное разрабатывать?

Да. Взаимоотношения людей с интерьерной парфюмерией, на мой взгляд, похожи на взаимоотношения с обычным парфюмом. Аромат всегда подбирается только по личному восприятию и ощущениям. Но есть еще и мода. Бренды запускают новые линейки, активно их рекламируют, мы начинаем об этом слышать, больше обращаем внимание и нам уже нравится что-то новенькое. Хотя, мне кажется, люди обычно воспринимают моду так: первое впечатление – «Ой, как это можно вообще носить!». Вторая волна – когда аромат уже принимаешь, а третья – тебе очень нравится и очень хочется иметь такой же. В интерьерной парфюмерии тоже самое.

Плюс еще есть некий рост в ароматах. Сначала нравится что-то простое по восприятию. Потом, через какое-то время, человек пробует что-то более интересное, более глубокое, а потом вообще уходит в нишевую парфюмерию, может даже пойти еще дальше и выбирать какие-то сумасшедшие ароматы, например, соли или асфальта. И потом те ароматы, которые нравились раньше, кажутся неинтересными, профанными: «Это же ужасно пахнет!». В этом тоже есть рост, когда человек расширяет свое восприятие ароматов и чем запах сложнее, тем он становится интереснее.

WhatsApp Image 2020-07-15 at 12.23.42.jpeg

То есть восприятие ароматов тренируется на физическом, ментальном уровне?

Да

Есть какие-то правила и табу при подборе и использовании ароматов в интерьере?

Если это семья, важно, чтобы всем нравились более или менее похожие ароматы. Если прийти к единому мнению сложно, можно выбрать какой-то максимально нейтральный запах. Чаще всего женщины становятся инициаторами ароматизации дома. Мужчины не так много придают этому значения. И если семья не сходится в предпочтениях, можно ароматизировать только какую-то свою личную зону, например, женщина может в будуар или в свой шкафчик керамические фигурки, пропитанные аромамаслом, поставить. Открыла, вдохнула, наполнилась определенным настроением.

Можно свою подушку перед сном сбрызнуть, очень легко, чтобы это не мешало никому из членов семьи. Часто у людей бывают головные боли от ароматов, например, от цветочных. Я уже говорила, что отели часто используют аромамаркетинг, но они также делают номера без парфюмерных запахов, для клиентов, у которых аллергия, или которые не хотят постоянно чувствовать аромат.

Можно ли использовать ароматы во всех помещениях дома, разные в разных комнатах?

Да, очень здорово использовать разные ароматы в разных помещениях, если они изолированы друг от друга. Аромат – это всегда ассоциации, определенное настроение. Когда мы находимся в ванной комнате, чаще всего приятно ощущать запах чистоты, его еще называют «мыльный» запах, или цветочные, освежающие ноты. Но, в то же время, если хочется вечером в ванне полежать, расслабиться, тогда можно использовать соль и поставить ароматические свечи с совершенно другим ароматом, каким-то теплым, восточным. Наш мозг уникален, он очень сильно реагирует на запахи: одни бодрят, другие, наоборот, очень расслабляют, одни согревают, а другие дают ощущение легкой прохлады. Есть даже специальные ароматизированные лосьоны, они облегчают самочувствие при жаре, при легкой головной боли, если их втирать в виски. Поэтому в ванной это может быть свежий аромат, в спальне – какой-то расслабляющий, но очень-очень легкий: во время сна мы можем чувствовать его сильнее и проснуться утром с тяжелой головой. На кухне идеальны съедобные ароматы. В гостиной – тут вариаций просто огромное множество.

К ароматам ведь привыкаешь и потом их уже не чувствуешь?

Да, такое бывает. Можно менять ароматы в зависимости от сезона или если хочется чего-то новенького: меняешь аромат дома и сразу другое настроение возникает.

Вместе с Яной мы познакомились с коллекцией интерьерной парфюмерией, представленной в салоне Togas.

WhatsApp Image 2020-07-15 at 12.23.43.jpeg

В Togas можно купить диффузоры, свечи, интерьерные и гардеробные саше. Каждый аромат представлен во всех носителях. Диффузоры созданы на основе спирта, поэтому они распространяют запах на большую площадь, но и быстрее выветриваются. Саше отдают аромат более локально, но запах, исходящий от них, интенсивнее, ведь в них применяются масляные аромасоставы. Диффузоры идеально подойдут для ароматизации большого пространства, например, 30-40 кв. метров. А саше – для маленьких комнат, для ванной, для спальни. Свечи создают особое настроение и атмосферу.

Есть сложные многосоставные композиции для дома : «Летняя орхидея,» «Легенда», «Фреш спирит», «Имбирь и ваниль», «Лаванда и янтарь», «Легкое дуновение» и другие. Они представлены в диффузорах, свечах и гардеробных саше. Есть моно ароматы – в интерьерных саше: орхидея, гардения, гвоздика, жасмин, роза. Это новая коллекция.

Яна поделилась своим впечатлениями от парфюмерных ароматов Togas

Ароматические диффузоры «Горная сосна» и «Сандал»

- Горная сосна – довольно мужской по настроению, очень характерный. Подойдет для мужской гардеробной или, в целом, для мужского интерьера. Сандал – более нейтральный. Я бы и сама его с удовольствием использовала. Он универсальный. С ним сложно прогадать. Он не может надоесть, не может вызвать каких-то негативных впечатлений, он просто приятный, нейтральный аромат. Его, кстати, смело можно преподносить в качестве подарка, он точно не вызовет отторжения.

Свеча «Лаванда-янтарь»

- Любопытный аромат. При этом лаванда почти не ощущается, очень-очень легкий запах. Подойдет для спальни: он очень расслабляющий, ненавязчивый. У композиции интересный аромат и, в то же время, есть в ней какая-то нейтральность, сглаживающая все то, что хотелось бы убрать из воздуха, взамен наполняющая атмосферу новым, приятным звучанием.

Саше «Жасмин» и «Гардения»

- Ароматы довольно приятные, но их надо немного на расстоянии ощущать. Я бы своих клиентов предупреждала о том, что это все-таки белые цветы и на их интенсивный запах может быть индивидуальная реакция, типа головной боли или аллергии. Чтобы использовать цветочные ароматы, например жасмин и гордени, можно вначале купить саше, в котором аромат более легкий и протестировать свою чувствительность. Положить саше на полочку с постельным бельем, чтобы только слегка на ткань отдался этот аромат. Если подойдет потом уже решаться на покупку диффузора.

Саше «Гвоздика» и «Роза»

- Я бы назвала эту группу ароматов «красными цветами». Конечно, и гвоздика, и роза, могут быть и других оттенков, это скорее их противопоставление ароматам белых цветов. На мой взгляд, гвоздика и роза для интерьера более подходящие, более нейтральные, их можно спокойно использовать по всему пространству.

Свеча «Летняя орхидея»

- Этот аромат мне очень нравится: легкий и очень свежий. Ассоциация, с чистой кожей, легким ароматом свежести, влаги, как когда только выходишь из душа. Очень приятный аромат. Добавит нотку элегантности в интерьер. Он может быть не такой нейтральный как сандал, но в плане восприятия я бы их поставила рядом. И как подарок – тоже хороший вариант, не навязчивый, не вызывает конкретных ассоциаций, просто создает приятное настроение. Классный!

Читать еще

Ольга Минуллина. Имитировать или нет?
28 апреля 2023
Ольга Минуллина
Дизайнер
ПРАВИЛО АРХИТЕКТОРА. ЭФИР 05.12.17
5 декабря 2017
Лопанов Павел
Архитектор, дизайнер
наверх сайта